Биологи ИХБФМ СО РАН выяснили, как антитела «разрезают на кусочки» поверхностный белок коронавируса

Ученые подтвердили, что антитела, которые образуются после перенесенной коронавирусной инфекции и вакцинации препаратом «Спутник V», не только связывают коронавирус и препятствуют его попаданию в клетку, но и специфически разрушают его поверхностный белок. При этом оказалось, что, вопреки существовавшим беспокойствам, антитела, гидролизующие S-белок коронавируса, по-видимому, не вызывают симптомы аутоиммунных заболеваний. Результаты исследований опубликованы в журналах Vaccines и International Journal of Molecular Science.

Самой известной вакциной, созданной в России для борьбы с новой коронавирусной инфекцией, стал «Спутник V». В результате вакцинации у человека вырабатываются антитела против S-белка и его фрагмента RBD, которые нейтрализуют вирус. При этом каталитические антитела гидролизуют S-белок SARS-CoV-2, буквально «разрезая на кусочки» оболочку вируса. Коллектив ученых из Института химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН (Новосибирск) проверил, какие антитела к коронавирусу и в каком количестве образуются после вакцинации «Спутником V», а также подтвердил, что каталитические антитела способны уничтожать вирус.

Авторы провели исследование на четырех группах пациентов, в каждую из которых вошло 25 человек. Пациенты из первой группы переболели коронавирусом в течение шести месяцев, предшествующих исследованию, второй — переболели, а потом были вакцинированы «Спутником V». Участники третьей группы были вакцинированы в течение последних шести месяцев, но не болели, а четвертой, контрольной, — и не болели, и не были вакцинированы. Исследователи проанализировали содержание антител против S-белка в образцах крови испытуемых на наличие каталитических антител. Ученые определили, что аутоагрессивные антитела, подобные тем, что образуются при аутоиммунных заболеваниях, после вакцинации не появляются. Таким образом, авторы подтвердили, что каталитически активные антитела гидролизуют только S-белок коронавируса и не вредят собственным белкам.

«Мы продемонстрировали, что антитела против S-белка коронавируса проявляют каталитическую активность в отношении самого белка и его фрагментов – пептидов. К сожалению, с точки зрения мировой науки, наша статья вышла не первой. Незадолго до нашей публикации в журнале Cell Chemical Biology вышла статья американских авторов, в которой также продемонстрировано, что антитела переболевших COVID-19 гидролизуют S-белок и тем самым защищают от коронавируса. Таким образом мы получили подтверждение наших результатов независимыми исследованиями другого научного коллектива. Однако наше исследование, описывающее разные сайты гидролиза, характерные для антител пациентов, перенесших COVID-19 и/или вакцинированных, — первое в мире. В дальнейшем мы планируем продолжать работу с собранной коллекцией образцов крови и антител от переболевших и вакцинированных пациентов. Последующие исследования каталитически активных антител позволят открыть новые аспекты формирования иммунного ответа на вирусные инфекции», — рассказывает руководитель проекта, поддержанного грантом РНФ, Анна Тимофеева, кандидат биологических наук, научный сотрудник лаборатории ферментов репарации Института химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН.